Развитие ЭОР нового поколения

Федеральный проект «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации. (Презентация)

Основной целью проекта является обеспечение нового качества образования, повышение его доступности и эффективности за счет массового использования электронных образовательных ресурсов.

Проект охватывает практически все ступени обучения — дошкольное развитие, внедрение новых технологий в начальной и старшей школе, кроме того, обучение лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, предоставление равных возможностей студентам различных вузов, повышение качества и эффективности использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие задачи:

  • Разработка электронных образовательных ресурсов для дошкольного и начального общего образования и творческих моделирующих сред и виртуальных конструкторов, нацеленных на обеспечение деятельностного подхода в обучении и развитие творческого потенциала учащихся;

  • Создание системы культурно-познавательных и социально значимых сервисов для удовлетворения запросов широких слоев населения;

  • Формирование систем непрерывной методической поддержки учителей, организующих учебный процесс с использованием возможностей ЭОР;

  • Формирование системы мониторинга и обратной связи для выявления позитивных качественных изменений, появления доказательно-результативных педагогических практик при использовании ЭОР в образовательном процессе;

  • Проведение повышения квалификации учителей, использующих современные информационные технологии в процессе обучения;

  • Развитие системы дистанционного обучения, обеспечивающего полноценный образовательный процесс учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, вне образовательных учреждений;

  • Проведение мероприятий по информационной поддержке и общественному продвижению проекта.

Для повышения эффективности перехода массовой школы на современные образовательные технологии и достижения учащимися качественно новых образовательных результатов требуется продолжение работ не только по созданию ЭОР. Необходимы также развитие и поддержка сетевых образовательных сообществ педагогов как точек обмена и распространения опыта использования ЭОР, сценариев проведения занятий и внедрения результативных педагогических практик в образовательные учреждения РФ.

В результате должна быть сформирована целостная система разработки и массового использования электронных образовательных ресурсов, обеспечивающая возможности для индивидуализации образовательного процесса с учетом стартового уровня знаний, умений и навыков учащегося, его особенностей здоровья, предпочтений и степени мотивации. Должны быть созданы условия для удовлетворения культурно-познавательных запросов населения, воспитания гражданственности и патриотизма. За счет реализации мероприятий проекта увеличится количество учителей начального и основного общего образования (свыше 65 000 педагогов), уверенно владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании ЭОР. Это должно найти отражение в повышении образовательных результатов учащихся.

В проекте предусматриваются мероприятия по решению семи основных задач:

  1. Разработка ЭОР

  2. Экспертиза и приемка ЭОР

  3. Методическое сопровождение ЭОР

  4. Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

  5. Информационная поддержка проекта

  6. Управление и мониторинг мероприятий проекта

  7. Апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях

Повышение квалификации специалистов сферы образования в области использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

На данный момент более 70% учителей прошли подготовку по программам формирования базовой ИКТ-грамотности, однако большинство программ повышения квалификации не включало обучение современным образовательным технологиям с использованием электронных ресурсов. Обучение должно формировать педагогическую ИКТ-компетентность учителей и акцентировать внимание на методических аспектах организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ЭОР.

Должна рассматриваться методика организации уроков при различных вариантах оснащения учебных классов средствами ИКТ. Такое обучение будет наиболее эффективным в том случае, если оно будет сочетаться с постоянной методической поддержкой учителей. Обучение и методическая поддержка должны проводиться с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий и сетевых образовательных сообществ.

В 2011 году во всех субъектах РФ будут проводиться обучение и методическая поддержка учителей основной общеобразовательной школы, а в 20012 — учителей начальной школы. Обучение будет проходить на базе отобранных по конкурсу региональных учреждений системы повышения квалификации. Плановые показатели по количеству обученных учителей будут определяться в процентном соотношении к общему количеству учителей начальной и основной школы, соответственно будет определяться объем финансирования на каждый регион.

В рамках задачи осуществляются следующие мероприятия проекта:

  • Разработка программ повышения квалификации учителей и региональных тьюторов, подготовка и методическая поддержка региональных тьюторов. Исполнитель НОУДПО «Институт компьютерных технологий»; (Презентация 1презентация 2).

  • Обучение и методическая поддержка учителей по использованию ЭОР в образовательной деятельности, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий. Исполнитель НОУДПО «Институт «АйТи». (Презентация)

График проведения обучения в Краснодарском крае

Экспертно-аналитическое и организационно-техническое сопровождение реализации мероприятий проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), том числе для использования людьми с ограниченными возможностями» осуществляет Национальный фонд подготовки кадров